Дальнейшее распространение христианства
Во II веке появляются два новых церковных центра. Первым из них был Лион, где утверждается восточная, Иоанновская традиция с греческим языком через епископов Пофина и Иринея, учеников Попикарпа Смирнского.
Вторым новым центром был Карфаген, около современного Туниса. К 180 году в ело области уже было 70 епископских кафедр. Карфагенская Церковь в конце века впервые внесла в христианскую мысль и богословие латинскую терминологию, что имело впоследствии очень большое значение для выражения двух различных христианских мировоззрений: восточного и западного.
Символ Христа - | |||
Христианские общины были настолько крепки духом и организованы, что могли способствовать распространению христианства. Особенно влияла на рост христианства высоконравственная жизнь христиан. Св. Иустин Философ, писатель II века, говорит об этом так: "Мы можем представить вам многих, которые обратились к вере потому, что или по соседству видели степенность христиан в обыкновенной жизни, или во время путешествия были свидетелями их терпения среди всякого рода неприятностей, встречавшихся на дороге, или узнавали их лучше, ведя с ними дела".
В своих трудах Иустин Философ дал много подробностей о том, как молились христиане в его время. Общая схема богослужений та же, что и в наше время: пение псалмов, чтение отрывков из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, проповедь, общая молитва, лобзание мира, приношение хлеба и вина, молитва над ними и освящение их, причащение и благодарение.
Гонения на христиан со стороны языческих императоров во II веке
При имп. Траяне (98-117) потерпели, в числе многих христиан, свт. Фока, еп. Синопский (память 5.10 н.ст.), равноап. Фекла, ученица ап. Павла, которая была первой отшельницей (память 7.10 н.ст.); св. Симеон, еп. Иерусалимский, 120-летний старец, преемник по кафедре св. ап. Иакова (память 10.05 н.ст.).
Имп. Адриан (117-138) гонения продолжал, но он принял меры для обуздания неистовств толпы против христиан.
Преемник Адриана, Антонин Пий (138-161) продолжал его политику в отношении христиан.
При сильных гонениях в царствование Марка Аврелия (161-180) принял мученическую смерть в Риме св. Иустин Философ (память 14.06 н.ст.) и его ученики. В Смирне был замучен св. Поликарп, еп. Смирнский. Он был сожжен на костре язычниками и иудеями. Когда костер был зажжен, пламя вздулось и окружило мученика наподобие сияния. Видя, что пламя не действует, один из исполнителей казни поразил св. Поликарпа мечем.
Тогда кровь из его тела полилась в таком количестве, что погасила пламень костра. (Память 8.03 н.ст.).
Сын Марка Аврелия Коммод (180-192) не продолжал политики отца в отношении христиан.
Ересь гностицизма
Уже ап. Иоанн Богослов опровергал учение гностика Керинфа, но только во II веке гностицизм ("гнозис" в переводе с греческого - познание) получил свое полное развитие.
Первым крупным гностиком был Василид, распространявший свое учение в Александрии около 125 года. Он поставил вопрос о происхождении зла и утверждал, что не бывает страдания без причины. Отсюда его отрицание Голгофской жертвы и искупления.
Валентин продолжал развивать и углублять учение Василида. Он проповедовал в Риме между 136 и 165 годами, распространяя учение
о Зонах и о Божественной мудрости Софии. Христос и Дух Святой, по его утверждению, Зоны (высшие духовные существа).
Птоломей и Ераклион, ученики Валентина, учили о среднем божестве между злом и добром - Демиурге. Излюбленным местом был для них рассказ о Самарянке. Бог дух, по их толкованию, это Бог-Добро; Бог, поклоняемый в Иерусалиме, Демиург; Бог самарян, бог зла — диавол. Люди делятся на три категории: духовных, душевных и материальных.
Гностики разделились в течение века на множество школ и сект. С ними боролись св. Ириней Лионский, Климент Александрийский и Тертуллиан.
Ересь маркионизма
Основатель учения Маркион считал, что Церковь должна была отказаться
От Ветхого Завета вместо того, чтобы принять его. В 144 году Маркион основал свою антицерковь и опубликовал свое лжеевангелие, которое назвал "Антитезой". В ней он старался доказать, что Бог евреев - не Бог христиан, что между Ветхим и Новым Заветом существует противоречие (антитеза). Из Нового Завета он оставлял только Евангелие от Луки и часть посланий ап. Павла, которые толковал по-своему. Строгий аскет и человек примерной жизни, Маркион повсюду имел исключительный успех, и Церкви пришлось усердно с ним бороться. Его последователи век спустя соединились с другим антихристианским учением - манихейством.
Монтанизм (секта лжепророков)
Согласно учения монтанизма, первое место в религиозном служении
должно быть дано пророчеству и личному вдохновению. Уже ап. Иоанн Богослов предупреждал о ложных пророках и указывал на признаки ложных духов, но пророчество всегда имело в Церкви большое значение, так же, как и вера в близкое пришествие Спасителя. Еще в апостольское время были случаи личного религиозного откровения, а потому трудно было для людей неопытных отделить истинное пророческое учение от ложного.
Проповедник Монтан объявил себя "Параклетом", утешителем. Его учение распространилось по всей империи, захватило Галлию и Рим, где были основаны общины монтанистов, "духовных христиан", отрицавших Церковь и следовавших только своему личному вдохновению.
Церковь боролась с ними очень решительно, созвала против них первые соборы и вскоре преуспела, но в начале III века в монтанизм был увлечен апологет христианства Тертуллиан, который сделался упорным врагом Церкви.
Диакон
1 коментар:
Странно, искал совсем не это, гугл выдал Ваш сайт, и судя по всему не зря, есть что почитать! Goodwork!
Дописати коментар